Информация о внедрении дуального обучения с учетом опыта Германии

По поручению Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева дуальное обучение в Казахстане внедряется с 2012 года.

Дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами обучения и практики на предприятии с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося.

Для развития дуального обучения в новый Трудовой кодекс РК внесены понятия «дуальное обучение», «договор о дуальном обучении», новая статья «Дуальное обучение» (статья 119). В Закон РК «Об образовании» внесены изменения и дополнения в части понятийного аппарата, определения компетенции Министерства образования и науки РК, местных исполнительных органов, увеличения практики до 60% в образовательных программах.

Реализуется Дорожная карта дуального обучения (утвержденная постановлением Правительства РК от 15 октября 2014 года № 1093). Утверждены Правила организации дуального обучения (приказ МОН РК № 50 от 21 января 2016 года, зарегистрирован в МЮ 9 марта 2016 года, 13422).

В Государственной программе развития образования и науки на 2016 – 2019 годы предусмотрен показатель «доля колледжей, внедривших дуальное обучение по техническим, технологическим, сельскохозяйственным специальностям». До 2019 года планируется внедрение дуального обучения в 80.1 % колледжах.

В настоящее время дуальное обучение внедряется в 348 колледжах с участием 1718 предприятий и охватом 22 223 студентов (по 10 приоритетным отраслям, 86 специальностям и 159 квалификациям).

1 апреля 2013 года подписано Соглашение «Инициатива Назарбаев-Меркель» с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) до 31 марта 2018 года. Соглашение предусматривает поддержку германского Федерального Министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) при внедрении дуального обучения.

В рамках проекта регулярно проводятся системные консультации для МОН РК, НПП РК, МЗСР РК, акиматов и других заинтересованных ведомств по реализации Дорожной карты внедрения дуального обучения и созданию целостной системы дуального обучения в Казахстане.

В 4 пилотных регионах проекта (ВКО, Карагандинской, Акмолинской и Костанайской областях) работают 4 колледжа по 4 пилотным специальностям (промышленный механик, электронщик автоматизированной техники, промышленный электрик и мехатроник сельскохозяйственных машин).

По инициативе германских экспертов в 2014 году в Классификатор специальностей ТиПО включены новые специальности («Промышленный механик», «Мехатроник сельскохозяйственной техники и оборудования», «Промышленный электрик»). Учебные планы по этим специальностям переработаны.

С 1 марта 2015 года начал свою работу Стратегический альянс в дуальном обучении совместно с германскими предприятиями HeidelbergCement,  Evonic, Claas и John Deere, который оказывает поддержку колледжам по разработке учебных планов и повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.

За это время к работе привлечены немецкие эксперты, адаптированы немецкие учебные программы для 1-2 курсов, разработаны программы по повышению квалификации преподавателей, составлен список необходимого оборудования.